Среда, 15.05.2024, 00:33
Моё портфолио
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [1]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 8
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие познавательной активности учеников на уроках информатики по новым стандартам ФГОС

publikaciy/2018-04-01_10-11-18.png

современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, (некоторые из которых могут оказаться либо устаревшими, либо невостребованными), а личность учащегося, как будущего активного деятеля. В условиях информатизации общества в целом и образования в частности важную роль в формировании необходимых ЗУН, а также качеств личности учащегося играет и ИКТ. Одной из основных задач школьного курса информатики выступает формирование у учащегося умения работать с информацией, понимания вопросов адекватного выбора средств и методов обработки информации. Одним из средств решения данной задачи является создание на уроках информатики таких условий, при которых формируется и удовлетворяется познавательная потребность обучаемых. Педагог стимулирует учащегося к саморазвитию, изучает его познавательные потребности, создает условия творческой деятельности и тем самым формирует познавательные интересы учащихся. Существует достаточно много работ освещающих проблему формирования и развития познавательных интересов учащихся, в том числе и на уроках информатики. Поэтому я поставила перед собой цель: выработать собственные методы и приемы, способствующие формированию познавательного интереса и творческой активности на уроках информатики. Данная цель не является быстро достижимой, поэтому для ее решения я поставила перед собой следующие задачи: 1. Изучить теоретический и методический материал по заявленной теме; 2. Исследовать познавательные процессы учащихся; 3. Наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий. 4. Формирование познавательного интереса и творческой активности 1.1. Определение понятий: познавательный интерес и творческая активность. Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:  избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);  проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);  активатор разнообразных чувств (Д. Фрейер);  активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова). В рамках достаточно широкого понятия “познавательный интерес” можно выделить особый вид интереса – интерес к учебному предмету. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса. 1.2. Исследовать познавательные процессы учащихся Важной особенностью познавательного интереса является также и то, что центром его бывает такая познавательная задача, которая требует от человека активной, поисковой или творческой работы, а не элементарной ориентировки на новизну и неожиданность. С целью формирования способностей школьников в процессе обучения необходимо сочетать предметно – познавательную и творческую деятельность учащихся. Целенаправленная тренировка гибкости мышления, ассоциативности, использование фантазии, интуиции, воображения, исследовательских методов обучения – всё это способствует развитию способностей учащихся. Интерес к учебному предмету выступает как разновидность, частный случай познавательного интереса. Познавательный интерес представляет собой сплав, важнейший для развития личности, психических процессов. В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательных интересов, проявляется:  активный поиск;  догадка;  исследовательский поиск;  готовность к решению задачи. Таким образом, для развития творческой и познавательной активности учащихся необходимо организовать их познавательную деятельность таким образом, чтобы ориентировать учащихся на самостоятельное или частично-самостоятельное получение новой для них информации. 1.3. Наблюдать за деятельностью учащихся при выполнении различного рода заданий. Лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать – это понятно. Но ещё важнее – один раз сделать. Тогда помимо знаний появляется умение. Информационные технологии требуют чаще навыков и умений, чем знаний. Поэтому на уроках информатики должна иметь приоритет именно практическая деятельность учащихся. А как её можно активизировать? Учителя и ученики почти ничего не знают об особенностях своих познавательных возможностей, условиях их “использования” и развития. Поэтому, для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроке информатики необходимо, прежде всего, предоставить учебный материал в наиболее мультимедийном и интерактивном виде. Наконец, для активизации познавательной деятельности при изучении сложного или “скучного” материала, каким часто бывает программирование, порекомендую с самого начала продемонстрировать удивительные результаты, которые может предоставить тот или иной изучаемый материал. Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса – сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса. 1.4. Формирование познавательного интереса и творческой активности Формирование познавательного интереса и творческой активности школьников при обучении в компьютерной среде – процесс, состоящий из нескольких этапов, выделить которые можно в зависимости от уровня владения учащегося компьютером. Первый этап – учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у ребят присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере Второй этап – учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей. Третий этап – учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне. Четвертый этап – знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Ребята смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах. Как научить ученика работать самостоятельно?  Необходимо использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.  Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности.  Постановка перед учащимися перспективы тоже в значительной степени стимулирует интерес к предмету. Например, перспектива – “кто справится с контрольной работой лучше: мальчики или девочки?”. В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Для этого на уроках необходимо использовать элементы развивающего обучения:  проблемные ситуации,  творческие задания,  применять проектный метод,  привлекать школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым. Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся. Список литературы 1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности, 1997г. 2. Возрастная и педагогическая психология//Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения, 2002 г. 4. Пахомова Н.Ю. “Педагогические находки. Девять граней опыта учителя информатики”, 1994 г. 5. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. 1971 г. 6. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся, 1988г. 2018-04-01_10-14-20.png var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }
Категория: Мои статьи | Добавил: strinfo2017 (01.04.2018) | Автор: Стрельникова Людмила Васильевна E W
Просмотров: 183 | Теги: информатика, проект | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта